Интерактивный портал

Службы занятости населения Волгоградской области

Комитет по труду и занятости населения Волгоградской области

Войти через госуслуги

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Приказом комитета по труду и занятости населения Волгоградской области (далее- комитет) от 29.06.2017 № 291 утвержден перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при  осуществлении надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, в который включены следующие нормативные правовые акты:
  1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
  2. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон № 1032-1)
  3. Закон Волгоградской области от 05.12.2005                                            № 1127- ОД "О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов";
  4. приказ комитета от 15.09.2016 № 322 "Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты на территории Волгоградской области".
Кроме того, осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов урегулировано иными нормативно-правовыми актами:
  1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
  2. приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
  3. приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.04.2013 № 181-н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля                 за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний              и составления протоколов";
  4. постановление Администрации Волгоградской области                      от 13.02.2012 № 88-п "Об утверждении Порядка организации                                  и осуществления государственного надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Волгоградской области";
  1. постановление Администрации Волгоградской области                      от 24.11.2014 № 35-п "Об утверждении Положения о комитете по труду                 и занятости населения Волгоградской области";
  2. приказ комитета по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области от 27.02.2012 № 42-д "Об утверждении формы предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о занятости";
  3. приказ Министерства труда и социальной защиты Волгоградской области от 01.04.2014 № 525 "Об утверждении Административного регламента осуществления регионального государственного надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов".
 
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), а также с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Правила подготовки ежегодных планов), на территории Волгоградской плановые проверки по выполнению обязанности в приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты проводятся на основании ежегодного утверждаемого приказом комитета плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
В соответствии с п. 26.2 Федерального закона № 294-ФЗ с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Во исполнение подпунктов "д – е" пункта 3 и пункта 4 Правил подготовки ежегодных планов комитетом до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, подготавливается и направляется для рассмотрения в Прокуратуру Волгоградской области проект ежегодного плана проверок. С учетом предложений прокуратуры, поступивших по результатам рассмотрения указанного проекта, Облкомтрудом согласовывается указанный проект плана ежегодных проверок с другими заинтересованными органами контроля и надзора, утверждается и направляется не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в Прокуратуру Волгоградской области.
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" (www.genproc.gov.ru) в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Проверка проводится на основании приказа председателя Облкомтруда.
        О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Облкомтрудом не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
        
Действующим законодательством определены обязательные требования, соблюдение которых оценивается в ходе осуществления контрольно-надзорных мероприятий.
Так, Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее  - Закон №181-ФЗ) предусмотрена обязанность работодателей региона по созданию (выделению) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты.
Расчет квоты производится в соответствии со статьей 2 Закона Волгоградской области от 05.12.2005 № 1127-ОД "О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов", согласно которой при среднесписочной численности работников свыше 35 человек, квота устанавливается в размере двух процентов.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Кроме того, в соответствии со ст.24 Закона №181-ФЗ и ст.4 Закона Волгоградской области от 05.12.2005 № 1127-ОД "О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов" (далее – Закон № 1127-ОД) на работодателей, имеющих среднесписочную численность работников свыше 35 человек, возложена обязанность по ежемесячному (до 15-го числа месяца, следующего за отчетным) представлению в Государственное казенное учреждение Волгоградской области Центр занятости населения информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, по месту нахождения работодателя.
Статья 22 Закона №181-ФЗ определяет обязанность работодателей по оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
В соответствии с Порядком установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты на территории Волгоградской области, утвержденным приказом комитета по труду и занятости населения Волгоградской области от 15.09.2016 № 322, минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается для каждого работодателя в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов в следующем размере:
1 специальное рабочее место - при установленной квоте от 4 до 9 рабочих мест;
2 специальных рабочих места - при установленной квоте от 10 до 14 рабочих мест;
3 специальных рабочих места - при установленной квоте от 15 и более рабочих мест.
Специальные рабочие места создаются работодателями за счет собственных средств.
Также ст. 24 Закона №181-ФЗ определяет обязанность работодателя по принятию локального нормативного акта, содержащего сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов.
Локальный нормативный акт работодателя должен содержать сведения:
о количестве созданных и (или) выделенных рабочих мест в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов;
о наименовании должности (специальности, профессии) по специальным рабочим местам в соответствии со штатным расписанием работодателя;
В случае выделения специальных рабочих мест – о дополнительных мерах по организации труда на специальных рабочих местах, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
В соответствии с п.4 ст. 2 Закона № 1127-ОД освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
         Таким образом, в целях недопущения нарушения обязательных требований, необходимо следовать алгоритму.
 
По результатам проверки должностными лицами Облкомтруда, проводящими проверку, составляется акт.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, должностные лица Облкомтруда, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
         1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения
        2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению.
В соответствии с пунктом 90 Административного регламента осуществления регионального государственного надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Волгоградской области от 01.04.2014 № 525, должностное лицо Облкомтруда немедленно после выявления совершения административного правонарушения возбуждает дело об административном правонарушении, составляет протокол:
- об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ;
- об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ.
В случае неисполнения требования о представлении документов, в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя Облкомтрудом возбуждается административное производство по части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ – воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок, повлекшее невозможность проведения или завершения проверки.
 
Типовые нарушения обязательных требований (типовые нарушения), причины и условия их совершения
 
По результатам проведения проверочных мероприятий установлено, что наиболее часто работодатели региона нарушают действующее законодательство в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в части неисполнения обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты и непредставления в ГКУ ЦЗН информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) для приема на работу инвалидов и выполнении квоты.
Причинами указанных нарушений можно считать:
некорректный расчет количества рабочих мест, выделенных в счет установленной квоты, от среднесписочной численности работников организации;
укомплектованность штата организации;
неверное понимание действующего законодательства в части исключения из расчета рабочих мест в счет установленной квоты рабочих мест, отнесенных к рабочим местам с вредными (опасными) условиями труда.
При некорректном расчете количества рабочих мест, выделенных в счет установленной квоты, работодатели не учитывают норму п.1 ст. 2 Закона Волгоградской области от 05.12.2005 № 1127- ОД "О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов" в части определении квоты исходя из процентного соотношения и округлению десятичной дроби от 0,5 и выше в сторону увеличения до целого значения числа.
В случае укомплектованности штата работодатели не имеют возможности выделить рабочее место в счет установленной квоты, не расширяя штат. Вместе с тем действующим законодательством не предусмотрено освобождение от выделения (создания) рабочих мест в счет установленной квоты в указанном случае.
При условии наличия подавляющего большинства рабочих мест, отнесенных к рабочим местам с вредными (опасными) условиями труда, работодателями принимается решение о непредставлении в ГКУ ЦЗН информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) для приема на работу инвалидов и выполнении квоты при условии, что является прямым нарушением аб.3 п.1 ст.4 Закона Волгоградской области от 05.12.2005 № 1127- ОД "О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов".
Результаты анализа контрольно-надзорной деятельности Облкомтруда в 2018 году, в январе- сентябре 2019 года представлены в следующей таблице.
  
Таким образом, в 2018 году, январе- сентябре 2019 года по результатам рассмотрения всех административных протоколов, составленных Облкомтрудом, судами общей юрисдикции вынесены постановления о привлечении к административной ответственности юридических лиц, допустивших нарушения в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
 
Судебная практика по рассмотрению административных материалов, составленных по фактам выявления нарушений в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 27.08.2012 № 46-АД12-17 отменены постановления мирового судьи судебного участка №143 Самарской области и решение судьи Красноармейского районного суда Самарской области о привлечении к административной ответственности юридического лица, в отношении которого составлен административный протокол по ст. 5.42 КоАП РФ (неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов).
По результатам рассмотрения надзорной жалобы, поступившей от юридического лица, Верховный Суд Российский Федерации постановил, что в случае, если часть выделенных рабочих мест в счет установленной квоты вакантна и сведения о потребности в работниках из категории инвалидов заявлены в центр занятости населения, то такую ситуацию неправомерно расценивать как административное правонарушение в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Таким образом, не заполнение организацией рабочих мест в рамках выделенной квоты для трудоустройства инвалидов по причине не обращения лиц такой категории по вопросу трудоустройства, при наличии выделенных рабочих мест, издания локального нормативного акта, представления сведений в центр занятости населения, свидетельствует об исполнении организацией законодательства в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
В Астраханской области по результатам обращения прокурора Кировского района г.Астрахани о понуждении юридического лица выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты Кировский районный суд г.Астрахани вынес решение об обоснованности доводов прокурора, а именно.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы юридического лица Астраханский областной суд вынес апелляционное определение от 30.05.2012 № 33-1615/2012 о том, что при отсутствии документов, подтверждающих отнесение рабочих мест к рабочим местам с вредными (опасными) условиями труда, и исключение их расчетного количества рабочих мест для установления квоты, признать правомерность не выделения (не создания) рабочих мест для трудоустройства инвалидов не представляется возможным.
Юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа.
Таким образом, не только по результатам деятельности государственного органа, уполномоченного на осуществление контрольно-надзорных мероприятий в соответствующей сфере, а также по требованию прокурора работодатель в случае неисполнения законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов может быть подвергнут административному наказанию.
По результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 90 Волгоградской области от 27.04.2015 и решение судьи Кировского районного суда г. Волгограда от 22.06.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде), в отношении должностного лица организации, Волгоградский областной суд постановил, что согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Вина должностного лица, выразившаяся в непредставлении в центр занятости населения ежемесячной информации о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, доказана в полном объеме.
 
 
 
Отдел внутреннего финансового аудита и контроля Облкомтруда
 
Яндекс.Метрика